Начальная страница

 

Равиль Барилович Исмагилов — один из известнейших художников Прикамья. Творческая палитра мастера довольно разнообразна: живопись, скульптура, рисунок, интерьер, декоративно-прикладное искусство. Трудно однозначно выделить наибольшее пристрастие художника к какому-либо из этих видов.

Более десяти лет он был одним из ведущих специалистов по оформлению интерьеров, используя технические возможности различных материалов и пластическую выразительность витража, керамики, скульптуры в художественном решении архитектурного пространства общественной среды.

Значительное место в творчестве Равиля Исмагилова занимает скульптура. Это и декоративные керамические композиции, выполненные для интерьеров, и портреты в круглой и рельефной пластике. Многие годы автор сотрудничал с изоляторным заводом, где и создавались изделия. Технология глазурованной керамики использовалась и в круглой пластике, наделяя образ декоративной выразительностью фактуры материала.

Работа с объёмами и интерес к выдающимся личностям в истории Прикамья вылился в серию портретов замечательных людей нашего края. Портреты меценатов-пароходчиков братьев Г. и Ф.Каменских, И.Любимова, Н.Мешкова, первого губернатора Перми К.Модераха, исследователя Урала историка В.Татищева, известного деятеля культуры С.Дягилева, выдающегося доктора Ф.Граля.

В конце 1990-х годов Р.Исмагилов вместе с сыном Рустамом разрабатывает художественные композиции из металлических конструкций. Ма­териалом послужил брошенный на свалке металл. Семь композиций, в которых угадываются образы человеко-птицы, дракона, страуса, удачно размещены в пространстве загородного пейзажа. Фантастические образы напоминают "шутки" искусства поп-арт и хорошо прочитываются в контексте современных концептуальных тенденций "другого искусства".

Поиски художественного миропонимания в области декоративно-прикладного и монументального искусства существенно дополняются многочисленными произведениями станковой живописи и рисунка: портреты, пейзажи, натюрморты, композиции фигуративного и абстрактного типа. Несмотря на внешнее сходство геометрической условности цветового решения в произведениях "Праздник", "Озарение", "Воспоминание о детстве" с монументально-декоративной пласти­кой витража, формальные поиски осуществляют­ся в рамках станковой живописи. Как правило, таким работам присущи камерность, лиричность, повествовательность ("Памяти Клее", "В деревне", "Байкал").

Изображение человека — предмет пристального внимания художника. Прежде всего выделяется серия автопортретов. В ней переданы не только возрастные изменения внешности, но и формирование внутреннего мира творческой личности, выраженного экспрессией цвета и ритми­ческой организацией композиции фигуры в пространстве холста. Типология портрета строится на выделении лирико-поэтических, психологических, этнических черт человека: "Портрет жены", "Писатель М.Голубков", "Кинооператор М.Заплатин"; в рисунке — "Портрет матери", "Чабан Тушетии".

По собственному признанию Р.Исмагилова, живопись всегда была для него отдушиной, своеобразным мостиком, связывающим с природой. В ранние годы он самозабвенно отдаётся краскам севера. Его привлекает неяркая, неброская красота суровой Тиманской тундры, свинцово-серые дали Баренцова моря, полудикие места Чаячьих островов и острова Колгуев.

Живописное решение и трактовка пространства холста настраивают на философские раздумья о глубинных связях человека с миром природы. В пейзажах конца 1980-1990-х годов, посвященных Прикамью, цветовая палитра усложняется. Буйство красок жаркого лета и багрянец осеннего листопада противопоставляется тональному многообразию монохромной гаммы суровой зимы и ранней весны. Ажурная графичность в изображении деревьев и кустов четко выделяется в пространстве светоносной гаммы тепло-холодных отношений.

Обращение к портрету, пейзажу и натюрморту не только вносит разнообразие в творческие пристрастия мастера, но и является своеобразным дополнением к его интересам к керамике и скульптурным композициям, подчеркивая их близость в гармонии искусства и бытия.

А.Жданова, 

член СХ России, 

доцент гуманитарных дисциплин УФРАЖВиЗ.

В 1970-80 гг. художники и архитекторы Перми прилагали много творческих усилий для практического решения проблем синтеза искусств. Эта проблема — одна из "вечных". Каждая эпоха решала её по-своему. Остро она встала перед пермскими мастерами в 1980-е гг., когда перест­раивался центр города, когда жилое типовое строительство достигло ис­тинного размаха. Много внимания уделялось проектированию и оформле­нию "среды досуга" — кафе, ресторанов, баров, дворцов и пр.

Р. Исмагилов, будучи художником разносторонне одарённым, зани­мался живописью, декоративно-прикладным искусством, проектировани­ем. Он работал в разных техниках, с самыми разнородными материалами. Он делал люстры из стекла, декоративную скульптуру из фарфоровой массы, работал с металлом, занимался витражами. Он сам в себе заключал "синтез" — владея различными технологиями. Для него синтез искусств был интереснейшей задачей. Р. Исмагилов проектировал и оформлял интерьеры не только на самом высоком профессиональном уровне, но и всегда с особой выдумкой.

Изучая опыт старых мастеров, создателей классических интерьеров, вошедших в историю искусств, он стремился их достижения применить в практике современного строительства, не прибегая к стилизаторству или имитации. Он ставил своей задачей создать образ интерьера, где всё — от мебели, посуды, светильников, окраски стен и занавесей до дверной ручки — должно "работать на образ", задуманный художником. К сожалению, интерьеры, за давностью лет, живут лишь в фотографиях, кинолентах и памяти. Интерьер пивного бара "Уральские зори" (пос. Мо­лодёжный) был задуман в "уральском колорите". Этому способствовало единое образное решение — от пивных кружек до зеркал с растительным узором.

Особенно вспоминается оформление интерьера ресторана "Галактика". Здесь было много выдумки, своеобразной "игры" с посетителем. Преобладали холодные "космические" цвета — синие, белые, голубые. Сам интерьер заставлял вспомнить кабину космического корабля. Яркое пятно гобелена и металлическая конструкция в вестибюле дополняли и оживляли образ интерьера. "Чувство материала", фантазия художника, помноженные на высокое мастерство, придавали его интерьерам не только законченность и благородство — он предлагал "игру", в которую вольно или невольно втягивался посетитель.

Н.В. Казаринова,

член Союза художников России,

заслуженный работник культуры, кандидат искусствоведения.

"Вся природа держится в душе человека." М.Пришвин

Это изречение невольно вспоминается, когда я смотрю на пейзажи художника Равиля Исмагилова. Больше всего картин посвящено "Осени". Его пейзажи живописно-красочны, как сама природа в её золо­тую пору, и радужно-трепетны, словно звенящие листвой на фоне неба, цвет и напряженность которого соответствуют состоянию дня. В этом есть что-то от собственного, найденного приёма. А приём — это почерк, оттого пейзажи Равиля узнаются издалека.

Приём может изменяться, но суть влюбленности художника в природу остаётся. Поэтому другая часть пейзажей "Зима" явно исмагиловского происхождения. Как утверждает автор: "На морозе пишется более свежо — спешишь. Не то, что в мастерской — может иной раз вялость наступить, — и прибавляет, — людям почему-то зимки больше нравятся". Да не от того ли, что они светлы, и на светлости снегов свободным приёмом выписаны силуэты деревьев, а ветвистые ивы отражаются в незастывающей речонке.

С неменьшим мастерством создаёт он общее настроение и в других пейзажах, с завидным умением художника выписывает бело-берёзовые стволы в гуще листвы либо на снежном просторе полей. Здесь можно продолжить пришвинское определение: "Человек в зеркале своём видит свою собственную природу". Таковым является для нас художник Исмагилов, очень разносторонний в своём творчестве. Ещё лет двадцать назад он говорил: "Хотелось бы заняться живописью. Писать очень хо­чется". Мечте суждено было сбыться!

Сегодня Исмагилов — зрелый художник, создавший немало картин, объединённых одной темой — наше родное Прикамье; можно сказать, создавший "Сказ об Урале". В этом русле написан и пейзаж с ландшафтом реки Сылвы и церковкой, белеющей на излучине.

Художник много путешествовал: южное побережье Ледовитого океана, Сибирь, Байкал. Видел природу в её российском разнообразии. Но уральская природа ему ближе, роднее. "Наша лучше, больше душу греет".

А. Н. Тумбасов,

заслуженный художник России.

БИОГРАФИЯ

Наверх

Hosted by uCoz