|
Равиль
Барилович Исмагилов — один из
известнейших художников Прикамья.
Творческая палитра мастера довольно
разнообразна: живопись, скульптура,
рисунок, интерьер, декоративно-прикладное
искусство. Трудно однозначно выделить
наибольшее пристрастие художника к
какому-либо из этих видов.
Более
десяти лет он был одним из ведущих
специалистов по оформлению интерьеров,
используя технические возможности
различных материалов и пластическую
выразительность витража, керамики,
скульптуры в художественном решении
архитектурного пространства
общественной среды.
Значительное
место в творчестве Равиля Исмагилова
занимает скульптура. Это и
декоративные керамические композиции,
выполненные для интерьеров, и портреты
в круглой и рельефной пластике. Многие
годы автор сотрудничал с изоляторным
заводом, где и создавались изделия.
Технология глазурованной керамики
использовалась и в круглой пластике,
наделяя образ декоративной
выразительностью фактуры материала.
Работа
с объёмами и интерес к выдающимся
личностям в истории Прикамья вылился в
серию портретов замечательных людей
нашего края. Портреты меценатов-пароходчиков
братьев Г. и Ф.Каменских, И.Любимова, Н.Мешкова,
первого губернатора Перми К.Модераха,
исследователя Урала историка В.Татищева,
известного деятеля культуры С.Дягилева,
выдающегося доктора Ф.Граля.
В
конце 1990-х годов Р.Исмагилов вместе с
сыном Рустамом разрабатывает
художественные композиции из
металлических конструкций. Материалом
послужил брошенный на свалке металл.
Семь композиций, в которых угадываются
образы человеко-птицы, дракона, страуса,
удачно размещены в пространстве
загородного пейзажа. Фантастические
образы напоминают "шутки"
искусства поп-арт и хорошо
прочитываются в контексте современных
концептуальных тенденций "другого
искусства".
Поиски
художественного миропонимания в
области декоративно-прикладного и
монументального искусства существенно
дополняются многочисленными
произведениями станковой живописи и
рисунка: портреты, пейзажи, натюрморты,
композиции фигуративного и
абстрактного типа. Несмотря на внешнее
сходство геометрической условности
цветового решения в произведениях "Праздник",
"Озарение", "Воспоминание о
детстве" с монументально-декоративной
пластикой витража, формальные поиски
осуществляются в рамках станковой
живописи. Как правило, таким работам
присущи камерность, лиричность,
повествовательность ("Памяти Клее",
"В деревне", "Байкал").
Изображение
человека — предмет пристального
внимания художника. Прежде всего
выделяется серия автопортретов. В ней
переданы не только возрастные
изменения внешности, но и формирование
внутреннего мира творческой личности,
выраженного экспрессией цвета и ритмической
организацией композиции фигуры в
пространстве холста. Типология
портрета строится на выделении лирико-поэтических,
психологических, этнических черт
человека: "Портрет жены", "Писатель
М.Голубков", "Кинооператор М.Заплатин";
в рисунке — "Портрет матери", "Чабан
Тушетии".
По
собственному признанию Р.Исмагилова,
живопись всегда была для него
отдушиной, своеобразным мостиком,
связывающим с природой. В ранние годы
он самозабвенно отдаётся краскам
севера. Его привлекает неяркая,
неброская красота суровой Тиманской
тундры, свинцово-серые дали Баренцова
моря, полудикие места Чаячьих островов
и острова Колгуев.
Живописное
решение и трактовка пространства
холста настраивают на философские
раздумья о глубинных связях человека с
миром природы. В пейзажах конца 1980-1990-х
годов, посвященных Прикамью, цветовая
палитра усложняется. Буйство красок
жаркого лета и багрянец осеннего
листопада противопоставляется
тональному многообразию монохромной
гаммы суровой зимы и ранней весны.
Ажурная графичность в изображении
деревьев и кустов четко выделяется в
пространстве светоносной гаммы тепло-холодных
отношений.
Обращение
к портрету, пейзажу и натюрморту не
только вносит разнообразие в
творческие пристрастия мастера, но и
является своеобразным дополнением к
его интересам к керамике и
скульптурным композициям, подчеркивая
их близость в гармонии искусства и
бытия.
А.Жданова,
член
СХ России,
доцент гуманитарных дисциплин
УФРАЖВиЗ.
|
|
|
В 1970-80 гг. художники
и архитекторы Перми прилагали много
творческих усилий для практического
решения проблем синтеза искусств. Эта
проблема — одна из "вечных". Каждая
эпоха решала её по-своему. Остро она
встала перед пермскими мастерами в 1980-е
гг., когда перестраивался центр города,
когда жилое типовое строительство
достигло истинного размаха. Много
внимания уделялось проектированию и
оформлению "среды досуга" — кафе,
ресторанов, баров, дворцов и пр.
Р. Исмагилов, будучи
художником разносторонне одарённым,
занимался живописью, декоративно-прикладным
искусством, проектированием. Он
работал в разных техниках, с самыми
разнородными материалами. Он делал
люстры из стекла, декоративную
скульптуру из фарфоровой массы, работал
с металлом, занимался витражами. Он сам в
себе заключал "синтез" — владея
различными технологиями. Для него
синтез искусств был интереснейшей
задачей. Р. Исмагилов проектировал и
оформлял интерьеры не только на самом
высоком профессиональном уровне, но и
всегда с особой выдумкой.
Изучая опыт старых
мастеров, создателей классических
интерьеров, вошедших в историю искусств,
он стремился их достижения применить в
практике современного строительства, не
прибегая к стилизаторству или имитации.
Он ставил своей задачей создать образ
интерьера, где всё — от мебели, посуды,
светильников, окраски стен и занавесей
до дверной ручки — должно "работать
на образ", задуманный художником. К
сожалению, интерьеры, за давностью лет,
живут лишь в фотографиях, кинолентах и
памяти. Интерьер пивного бара "Уральские
зори" (пос. Молодёжный) был задуман в
"уральском колорите". Этому
способствовало единое образное решение
— от пивных кружек до зеркал с
растительным узором.
Особенно
вспоминается оформление интерьера
ресторана "Галактика". Здесь было
много выдумки, своеобразной "игры"
с посетителем. Преобладали холодные "космические"
цвета — синие, белые, голубые. Сам
интерьер заставлял вспомнить кабину
космического корабля. Яркое пятно
гобелена и металлическая конструкция в
вестибюле дополняли и оживляли образ
интерьера. "Чувство материала",
фантазия художника, помноженные на
высокое мастерство, придавали его
интерьерам не только законченность и
благородство — он предлагал "игру",
в которую вольно или невольно
втягивался посетитель.
Н.В.
Казаринова,
член
Союза художников России,
заслуженный
работник культуры, кандидат
искусствоведения.
|
|
|
"Вся природа держится в душе человека."
М.Пришвин
Это
изречение невольно вспоминается, когда
я смотрю на пейзажи художника Равиля
Исмагилова. Больше всего картин
посвящено "Осени". Его пейзажи
живописно-красочны, как сама природа в
её золотую пору, и радужно-трепетны,
словно звенящие листвой на фоне неба,
цвет и напряженность которого
соответствуют состоянию дня. В этом есть
что-то от собственного, найденного
приёма. А приём — это почерк, оттого
пейзажи Равиля узнаются издалека.
Приём
может изменяться, но суть влюбленности
художника в природу остаётся. Поэтому
другая часть пейзажей "Зима" явно
исмагиловского происхождения. Как
утверждает автор: "На морозе пишется
более свежо — спешишь. Не то, что в
мастерской — может иной раз вялость
наступить, — и прибавляет, — людям
почему-то зимки больше нравятся". Да
не от того ли, что они светлы, и на
светлости снегов свободным приёмом
выписаны силуэты деревьев, а ветвистые
ивы отражаются в незастывающей речонке.
С
неменьшим мастерством создаёт он общее
настроение и в других пейзажах, с
завидным умением художника выписывает
бело-берёзовые стволы в гуще листвы либо
на снежном просторе полей. Здесь можно
продолжить пришвинское определение: "Человек
в зеркале своём видит свою собственную
природу". Таковым является для нас
художник Исмагилов, очень
разносторонний в своём творчестве. Ещё
лет двадцать назад он говорил: "Хотелось
бы заняться живописью. Писать очень хочется".
Мечте суждено было сбыться!
Сегодня
Исмагилов — зрелый художник, создавший
немало картин, объединённых одной темой
— наше родное Прикамье; можно сказать,
создавший "Сказ об Урале". В этом
русле написан и пейзаж с ландшафтом реки
Сылвы и церковкой, белеющей на излучине.
Художник
много путешествовал: южное побережье
Ледовитого океана, Сибирь, Байкал. Видел
природу в её российском разнообразии. Но
уральская природа ему ближе, роднее. "Наша
лучше, больше душу греет".
А.
Н. Тумбасов,
заслуженный
художник России.
|
|